Коррекция счисленных координат

При автоматическом счислении пути любым устройством ошиб­ка в определении координат вертолета растет линейно с увеличени­ем пройденного расстояния. Поэтому на вертолете необходимо иметь другие технические средства, обеспечивающие более точное определение координат вертолета и коррекцию счисленных коор­динат.

Коррекция счисленных координат

Для коррекции счисленных координат доплеровским автомати­ческим вычислителем или инерциальной системой на вертолетах могут использоваться бортовые радиолокационные станции, радио­технические системы ближней навигации, гиперболические радио­навигационные системы и визуальная ориентировка.

При коррекции счисленных координат выполняются две опе­рации:

— определение точных координат хТу г/т с помощью средства, выбранного в качестве корректора;

— уравнивание счисленных координат хСЧу усч и определенных средством коррекции точных координат.

Для решения этих операций в НК вертолета предусмотрены со­ответствующие связи между вычислительным устройством й сред­ством коррекции.

При использовании бортовой РЛС в качестве средства коррек­ции определение координат хт и ут осуществляется по результатам пеленгования радиолокационного ориентира О с известными коор­динатами, которые вводятся в аналоговое ВУ путем установки их на задатчике координат средств коррекции.

При включении режима коррекции на экране РЛС формируется электронное перекрестие, полученное в результате решения ВУ

уравнений, вытекающих из рис. 10.15:

Подпись: П = arctgЛТро хсч Уро — Усч

Подпись:Д — («АГРО *^сч)" 4"! (Уро Усч)2і

l = YTF+ДЇ2,

где П — пеленг радиолокационного ориентира;

*ро, Уро—координаты радиолокационного ориентира;

*сч, Уьч — счисленные координаты вертолета;

Д, L — горизонтальная и наклонная дальности до радиолокаци­онного ориентира.

Счисленные координаты определяют положение электронного перекрестия на экране РЛС. Если бы счисленные координаты вер­толета были равны точным координатам, то электронное перекре­стие совпало бы с изображением радиолокационного ориентира. Вследствие погрешностей в счисленных координатах такого совпа­дения не будет. Исправление счисленных координат достигается на­ложением перекрестия на изображение РЛО. С изменением поло­жения перекрестия на экране изменяются и показания счетчиков текущих координат, при этом устраняются ошибки счисления.

При использовании угломерно-дальномерной системы в качестве средства коррекции бортовое оборудование РСБН должно входить в НК вертолета и сопрягаться в БЦВМ.

Подпись: Рис. 10.16. Коррекция счисленных координат по данным РСБН

При подготовке к полету определяются геодезические координа­ты и данные работы станции РСБН, используемой для коррекции, которые вводятся в программное устройство БЦВМ. В програм­мном устройстве геодезические координаты наземной станции пере­считываются в ортодромические координаты.

Коррекция счисленных координат Подпись: (10.16)

В БЦВМ по счисленным координатам вертолета хСч, усч и коор­динатам РСБН хр, ур рассчитываются дальность до нее Дсч и пе­ленг Псч (рис. 10.16):

Бортовое оборудование РСБН измеряет истинный азимут А и наклонную дальность L, и эти данные автоматически вводятся в БЦВМ, которая по ним определяет пеленг Пт и горизонтальную дальность Дт от вертолета до наземной станции.

Затем определяется разность между счисленными и точными значениями пеленга и дальности:

АП = Пт — Псч;

АД =i Дт — Дсч.

По найденным разностям рассчитываются поправки к счислен­ным координатам Д*Сч и ДуСч, а затем и фактические координаты вертолета:

Подпись: (10.17)JCf —— «^СЧ “Ь) А-^СЧ,

Ут=Усч +;Аусч.

При использовании для коррекции гиперболической радионави­гационной системы бортовое оборудование этой системы должно также входить в состав НК вертолета и сопрягаться в БЦВМ.

Известно, что для определения координат вертолета измеряются временные разности от двух пар наземных станций. Координаты таких стационарных станций введены в программу БЦВМ посто­янно.

БЦВМ определяет поправки к счисленным координатам в сле­дующем порядке:

— счисленные ортодромические координаты вертолета пересчи­тываются в геодезические;

— определяются расстояния от вертолета до каждой из трех ис­пользуемых наземных станций: Дасч, Дбсч > Двсч; при расчете ис­пользуются счисленные геодезические координаты вертолета и за­программированные геодезические координаты наземных станций;

— находятся разности расстояний от счисленного места верто­лета по парам станций: АДабсч=Дбс^—Дасч; АДавсч*=Двсч —

^-А сч »

— сравниваются точные измеренные разности расстояний с рассчитанными:

Подпись: (10.18)АДаб = АДабт — АДабсч ; А Дав — А Давт — А Давсч ;

— по значениям ДДав и ДДав определяются поправки к счис­ленным координатам ДхСч и ДуСч, а затем и фактические координа­ты вертолета по формулам (10.17). Коррекция с помощью РСДН автоматизирована. Штурман определяет лишь время коррекции и необходимую пару станций, обеспечивающих наибольшую точность определения места вертолета.

Ручная коррекция по данным визуального наблюдения заклю­чается в установке непосредственно на счетчиках текущих факти­ческих координат места вертолета. Кнопочное управление с двумя скоростями ввода координат позволяет выполнить эту операцию достаточно оперативно и точно.