Коррекция счисленных координат
При автоматическом счислении пути любым устройством ошибка в определении координат вертолета растет линейно с увеличением пройденного расстояния. Поэтому на вертолете необходимо иметь другие технические средства, обеспечивающие более точное определение координат вертолета и коррекцию счисленных координат.
Для коррекции счисленных координат доплеровским автоматическим вычислителем или инерциальной системой на вертолетах могут использоваться бортовые радиолокационные станции, радиотехнические системы ближней навигации, гиперболические радионавигационные системы и визуальная ориентировка.
При коррекции счисленных координат выполняются две операции:
— определение точных координат хТу г/т с помощью средства, выбранного в качестве корректора;
— уравнивание счисленных координат хСЧу усч и определенных средством коррекции точных координат.
Для решения этих операций в НК вертолета предусмотрены соответствующие связи между вычислительным устройством й средством коррекции.
При использовании бортовой РЛС в качестве средства коррекции определение координат хт и ут осуществляется по результатам пеленгования радиолокационного ориентира О с известными координатами, которые вводятся в аналоговое ВУ путем установки их на задатчике координат средств коррекции.
При включении режима коррекции на экране РЛС формируется электронное перекрестие, полученное в результате решения ВУ
уравнений, вытекающих из рис. 10.15:
ЛТро хсч Уро — Усч
Д — («АГРО *^сч)" 4"! (Уро Усч)2і
l = YTF+ДЇ2,
где П — пеленг радиолокационного ориентира;
*ро, Уро—координаты радиолокационного ориентира;
*сч, Уьч — счисленные координаты вертолета;
Д, L — горизонтальная и наклонная дальности до радиолокационного ориентира.
Счисленные координаты определяют положение электронного перекрестия на экране РЛС. Если бы счисленные координаты вертолета были равны точным координатам, то электронное перекрестие совпало бы с изображением радиолокационного ориентира. Вследствие погрешностей в счисленных координатах такого совпадения не будет. Исправление счисленных координат достигается наложением перекрестия на изображение РЛО. С изменением положения перекрестия на экране изменяются и показания счетчиков текущих координат, при этом устраняются ошибки счисления.
При использовании угломерно-дальномерной системы в качестве средства коррекции бортовое оборудование РСБН должно входить в НК вертолета и сопрягаться в БЦВМ.
При подготовке к полету определяются геодезические координаты и данные работы станции РСБН, используемой для коррекции, которые вводятся в программное устройство БЦВМ. В программном устройстве геодезические координаты наземной станции пересчитываются в ортодромические координаты.
В БЦВМ по счисленным координатам вертолета хСч, усч и координатам РСБН хр, ур рассчитываются дальность до нее Дсч и пеленг Псч (рис. 10.16):
Бортовое оборудование РСБН измеряет истинный азимут А и наклонную дальность L, и эти данные автоматически вводятся в БЦВМ, которая по ним определяет пеленг Пт и горизонтальную дальность Дт от вертолета до наземной станции.
Затем определяется разность между счисленными и точными значениями пеленга и дальности:
АП = Пт — Псч;
АД =i Дт — Дсч.
По найденным разностям рассчитываются поправки к счисленным координатам Д*Сч и ДуСч, а затем и фактические координаты вертолета:
JCf —— «^СЧ “Ь) А-^СЧ,
Ут=Усч +;Аусч.
При использовании для коррекции гиперболической радионавигационной системы бортовое оборудование этой системы должно также входить в состав НК вертолета и сопрягаться в БЦВМ.
Известно, что для определения координат вертолета измеряются временные разности от двух пар наземных станций. Координаты таких стационарных станций введены в программу БЦВМ постоянно.
БЦВМ определяет поправки к счисленным координатам в следующем порядке:
— счисленные ортодромические координаты вертолета пересчитываются в геодезические;
— определяются расстояния от вертолета до каждой из трех используемых наземных станций: Дасч, Дбсч > Двсч; при расчете используются счисленные геодезические координаты вертолета и запрограммированные геодезические координаты наземных станций;
— находятся разности расстояний от счисленного места вертолета по парам станций: АДабсч=Дбс^—Дасч; АДавсч*=Двсч —
^-А сч »
— сравниваются точные измеренные разности расстояний с рассчитанными:
АДаб = АДабт — АДабсч ; А Дав — А Давт — А Давсч ;
— по значениям ДДав и ДДав определяются поправки к счисленным координатам ДхСч и ДуСч, а затем и фактические координаты вертолета по формулам (10.17). Коррекция с помощью РСДН автоматизирована. Штурман определяет лишь время коррекции и необходимую пару станций, обеспечивающих наибольшую точность определения места вертолета.
Ручная коррекция по данным визуального наблюдения заключается в установке непосредственно на счетчиках текущих фактических координат места вертолета. Кнопочное управление с двумя скоростями ввода координат позволяет выполнить эту операцию достаточно оперативно и точно.